пустота

Не заблудись за Тюменью

«Путеводитель» – еще один шаг журнала «Свой дом» на пути систематизации знаний о тюменском пригороде, которые могут пригодиться покупателю земельного участка, будущему жителю загородного дома.

Подготавливая сводную информацию по особенностям природы, истории, инфраструктуры трактов, мы черпали сведения из живого общения с нашими экспертами в ходе экспедиций по трактам «Дорога к дому». Содержание «Путеводителя» обогатили презентации земельных проектов от девелоперских компаний, общение с жителями деревень. Прояснить картину пригородной жизни нам помогли сайт «Затюмень» и его директор Анастасия Баннова, руководитель загородного направления АН «Адвекс-Т», публицист Аюр Ербактанов, а также гид этого интерактивного проекта, профессор государственного  аграрного университета Северного Зауралья, публицист Александр Иваненко. В дальнейшем мы планируем вывести «Путеводитель» за пределы журнала и представить вашему вниманию отдельно изданное приложение.


БогандинскийБогандинскийВелижаныЕмбаевоЖелезный ПереборКулигаЛуговоеПереваловоРешетниковоСалаиркаСозоновоТюневоУспенкаЧерная речкаЧикчаЯкушиРечкина

1.     Московский тракт

Дорога на Екатеринбург.

Федеральная трасса, 4-6 полос. Престижные поселки. Адрес большинства новых проектов. Переваловские карьеры. Учебный центр «Шлюмберже». Дачные массивы.

А.С. Иваненко: «Эта трасса федерального значения проходит по слегка наклоненной к югу равнине. Пейзажи открытые: далеко видны окрестности, поля, перелески. С юга во все стороны, кроме северной, далеко на десятки и сотни километров простираются хвойные сосновые леса; километрах в пятнадцати с запада на восток течет река Пышма.   С севера вдоль железной дороги Тюмень-Свердловск леса березовые, там много грибов – груздей, белых. Вблизи станции Подъем есть карьеры, где ловят раков. Почвы – плодородные – чернозем и серые лесные. Это бывшие поля совхоза Переваловский, одни из лучших полей в районе. Грунтовые воды в районе Зубаревой находятся глубоко относительно поверхности почвы. В экологическом отношении места благоприятные, загрязняющих объектов вблизи нет, ветра со стороны Тюмени дуют редко».

Основные населенные пункты: Дербыши, Гусево, Зубарева, Перевалово,Ушакова, Елань, Успенка. Подробнее – на сайте «Затюмень».

Село Перевалово, 18-й км Московского тракта.

Построено в конце XVII века переселенцами Переваловыми. По местному преданию, пятеро братьев – Степан, Василий, Евграф, Григорий и Семен – были сосланы из Москвы и поселились у «большой дороги» – Московского тракта. Представители этой фамилии в XVIII веке числились среди самых богатых людей Тюмени.

Инфраструктура: торговля, кафе, общеобразовательная школа, центр культуры и досуга, ФАП, приход храма Святителя Николая чудотворца.

 

Село Успенка, 29 км Московского тракта.

Бывшее село Кармацкое, или Большие Кармаки. Основано в начале XVII в. В 1878 г. здесь на средства прихожан была возведена кирпичная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. С тех пор село стало называться Успенское.

Инфраструктура: успенская больница, комплексный центр социального обслуживания населения Тюменского района. Детский сад, общеобразовательная школа, детский дом, Дом культуры и досуга, спорткомплекс, музей.


2.     Ирбитский тракт

Благословенная старина.

Высокий берег Туры. Старинные села. Храм покрова Божьей Матери. Холмистый ландшафт. Центр активного отдыха «Кулига-парк».

А.С. Иваненко: «В разное время этот тракт назывался по-разному: именовался он Краснополянским, потому что проходил через село, которое называлось Красное Поле. Был Туринским, потому что проходил через город Туринск, но более живучим оказалось название «Ирбитский», потому что дорога проходила через Ирбит. Там одно время была очень бурная ярмарка, и этот город знала вся Россия.

Двигаясь в направлении Ирбита, мы можем видеть аэропорт Рощино. Аэропорты всегда строят на высоких местах, исключением не стало Рощино. Они с Плеханово построены, как говорят, на высоком гребне водораздела, то есть на месте, разделяющем воду, текущую к Туре направо, и к Пышме – налево.

Ветер здесь большую часть года дует с юго-запада. Самая ближайшая «кочегарка» (так Александр Стефанович называет промышленные объекты, источники вредоносных выбросов. - Прим. Затюмень.ру) в Тугулыме, это 80 км отсюда. И Горьковка, и аэропорт остаются в стороне. Летом ветер в основном северо-западный, он охлаждает территорию».

Основные НП: Луговое, Кулаково, Каменка, Кулига, Коняшина, Речкина. Подробности – на сайте Затюмень.

 

Село Кулига, 34 км Ирбитского тракта.

Прежнее название – Кулижская. Расположена в верховьях р. Каменки. Слово «кулига»  в разных местах Сибири имело различный смысл: большая поляна в лесу, низкое место, заливаемое водой, небольшая речка, текущая из болота, а в Тобольской губернии так называли небольшую рощу.  Если смотреть окрестности Кулиги даже теперь, то ей любое из перечисленных значений подходит: тут и рощи, и речка, текущая из болота, и поляна в лесу. Кулига всегда была крупной деревней. В 1912 году в ней жили более 500 чел.

Инфраструктура: ФАП, Каменский центр физкультуры и спорта, который находится в Кулиге

Деревня Речкина, 49 км Ирбитского тракта.

Деревня относится к Каменскому муниципальному образованию. Это одна из самых старых деревень возле Тюмени. Она упоминается в  Дозорной книге Тюмени за 1623 г. Речкина красиво расположена на пологом склоне Туры и оригинально застроена – компактно и удобно. Жители издавна занимались земледелием и скотоводством – места кругом привольные. Места у Речкиной очень красивые. Возле самой деревни течет Тура в кайме густого ивняка. Рядом с деревней грибной и ягодный лес. Это самая удаленная деревня на северо-западе района.


3.     Салаирский тракт

Отдых и развлечения.

Турбаза «Верхний Бор». Горячие источники. Состоявшиеся коттеджные поселки. Дачные товарищества. Детский центр «Ребячья республика».

А.С. Иваненко: «Салаирский тракт транзитно почти не используется. Проложен по высокому левому коренному берегу реки Туры под пологом леса. Хвойный лес растет по южному краю Тарманского болота, простирающегося вдоль реки с запада на восток более чем на сто километров. С высокого берега открываются величественные виды на туринскую пойму, здесь красиво в любое время года. При высоком половодье вся пойма заливается водой – бескрайнее море воды. Почвы бедные: боровые пески, торфяники на краю болота. Вдоль тракта находятся горячие источники, базы отдыха, санаторий «Геолог». В лесу – грибы. Загрязняющих факторов, выбросов поблизости нет, со стороны Тюмени ветры дуют очень редко. Здесь наиболее экологически чистая обстановка вблизи Тюмени. Южнее Туры – сосновые леса и поля. Пыльных бурь не бывает. На окраинах Тарманского болота много садоводческих товариществ, поэтому уже ближе к выходным тракт бывает занят до отказа транспортом, требуется расширить трассу раза в три-четыре».

Основные НП: Березняки, Верхний Бор, Решетникова, Новотарманский, Салаирка. Подробнее – на сайте «Затюмень». 

 

Решетникова, 16 км Салаирского тракта.

Деревня относится к Новотарманскому муниципальному образованию. Расположена у восточной оконечности одноименного озера. В документах XIX века она называется «некрестьянской», так как ее население, около 30 человек, занималось в основном выделкой кож и пошивом кожаных изделий, обуви.Сейчас часть трудоспособного населения деревни работает в Тюмени и на ближних базах отдыха Верхнего бора. Работает одно фермерское хозяйство по выращиванию скота. В связи с расширением границ Тюмени д. Решетникова стала совсем пригородной: городская черта проходит сразу за околицей.

Салаирка, 48 км Салаирского тракта

Село относится к Салаирскому муниципальному образованию. Впервые Салаирка упоминается в старинных документах первой четверти ХVIII века. Расположено на берегу Туры, которая делает здесь излучину. Чуть выше села в Туру впадает речка Ахманка, текущая из Тарманских болот. Салаирка в переводе с татарского означает «прибрежное село». К западу от Салаирки, в пойме Туры, есть большое озеро-старица Кривое. Оно глубокое, зарастает слабо, в нем хорошо ловится крупный карась. Хороша рыбалка и на Туре. Леса вокруг Салаирки богаты грибами, черникой, калиной, черемухой. В конце XIX века в здешних местах И.Я. Словцовым, известным историком и археологом, были найдены скелеты бизона и шерстистого носорога, обитавших в нашем крае в доисторические времена.

Инфраструктура: общеобразовательная школа, группа дошкольного образования при школе, культурно-досуговый центр, ФАП, санаторий «Геолог».


4.     Велижанский тракт.

Охотничий и озерный рай.

Сложившиеся дачные сообщества. Озеро Липовое. Дорога на Нижнюю Тавду. Охота, рыбалка, ягодные места.

А.С. Иваненко: «Идет прямо на север от Тюмени через Тарманские болота. Построен перед первой мировой войной. Это была пыльная и грязная дорога, которая все время тонула в трясине. В 1973 году тракт был перестроен, спрямлен, сделана надежная насыпь. Слева по тракту на этом участке гаражи и дачные участки, а справа – Северо-восточный промузел Тюмени. Здесь находится цех аккумуляторного завода, завода СИБЭС, еще 5 или 6 «грязных» производств, которые расположены так, чтобы ветер уносил их выбросы на Тарманские болота. Здесь много озер – больших и малых. Крупнейшие озера – Сундукуль, Штакуль, Янтык. Площадь зеркала озера Сундукуль – 4-5 кв.км. Оно чистое, рыбное, в нем водится в основном карась.

Здесь в лесах еще встречается липа, которой в окрестностях Тюмени осталось, к сожалению, немного. Когда-то липовые леса активно истреблялись для хозяйственных целей. Окрестные леса входят в зеленую зону города Тюмени, поэтому рубки здесь запрещены. Поскольку почвы повышенной влажности, здесь редко бывают лесные пожары».

Основные НП: села Тюнево, Велижаны. Подробнее – см. на сайте «Затюмень».

 

Село Тюнево, 26 км от Тюмени.

По данным переписи населения 1897 года, Тюневский выселок назывался Тюневские избушки. Поселок возник в начале XX века. В 1912 году он указывался как Тюневский выселок, который разросся в большой поселок к 1970 годам. Территория (острова на болотах) была передана нефтедобывающей организации, в качестве подсобного хозяйства. Люди осушали болота, выращивали скот, вели хозяйство. Здесь много дачников и работающих в городе селян. Вода из Велижанского водозабора славится своей чистотой.

Инфраструктура: в селе работают хорошая школа-одиннадцатилетка, детский сад, дом культуры. Почта, Сбербанк, интернет. Медпункт.

 

Село Велижаны, 48 км от Тюмени.

В архивных документах первое упоминание о селе Велижанском относится к 1774 году. Именно в этом году в селе была выстроена деревянная церковь. Если учесть, что от первого небольшого поселения до статуса села путь неблизкий, то рождение села Велижанское смело можно отнести к началу XVII века. Построена, видимо, почти одновременно с селом Перевалово. Названа по фамилии первопоселенца. Как и в других соседних селах, люди крестьянствовали, занимались ямщиной, ковроткачествовали.

Инфраструктура: больница, школа, дом культуры.

 

5.     Тобольский тракт.

Дорога на Север.

Федеральная трасса на Ханты-Мансийск. Придорожный сервис. Исторические места. Рыбалка на озере Янтык. Пологий берег Туры.

А.С. Иваненко: «Тобольский тракт – транзитная федеральная дорога до Ханты-Мансийска, до Каскары тракт значительно расширен. На выезде из Тюмени заканчивается строительство объездной дороги, строится мост через Туру. Удобно переехать на другие тракты. До села Каскара экология тяжелая: сюда наиболее часто дуют юго-западные ветры, неся воздух города и тюменских предприятий. Тракт проложен по левому низкому берегу Туры, пойма в основном далеко от тракта, только за селом Борки. Тура подходит к тракту и вновь уходит вправо. Ландшафт ровный, однообразный, кое-где вдоль тракта есть лесополосы для защиты дороги от снеговых заносов. За деревней Тураевой трассу пересекает ж/д «Тюмень-Тобольск» и далее. В пойме Туры есть рыбные озера-старицы, зимой – заморные. Почвы – серые лесные, хорошо окультуренные – в использовании с 1928 года. Это осушенный южный край Тарманского болота – оно начинается к северу от трассы на расстоянии 2-5 км».

Основные НП: Ембаево, Каскара, Борки, Созоново.

 

Ембаево, 18 км Тобольского тракта.

Село относится к Ембаевскому муниципальному образованию. Основано в начале XVII века бухарцами – выходцами из городов Средней Азии: Бухары, Самарканда и др. В Ембаево красивые места. Видимо, один из первых переселенцев назывался Ембаем. В середине XIX века в Ембаево открылась медресе, готовившая священнослужителей, и обширная библиотека духовной литературы. Кроме предметов, предусмотренных программой, желающим давали уроки по русскому и персидскому языкам. Для проведения занятий по отдельным предметам преподаватели приглашались даже из Стамбула. Впоследствии медресе объединяется с открывшейся в 20-х годах ХХ века татарской национальной школой.

Инфраструктура: детский сад, общеобразовательная школа, центр культуры, дом детского творчества, спорткомплекс, мечети, музей татарской культуры и истории, амбулатория.

Созоново, 50 км Тобольского тракта.

Село относится к Созоновскому муниципальному образованию. Построено в конце XVII века переселенцами из северной части Европейской России на крутом берегу реки Туры у Тобольского тракта. Тогда правительство распорядилось «садить на пашню», в первую очередь, вдоль трактов, чтоб пассажиры и обозы передвигались по обжитой местности. В 2005 году оно стало призером конкурса «Самый благоустроенный населенный пункт области». В 2007 году село заняло третье место в конкурсе «Самый благоустроенный населенный пункт области» в номинации «Села с населением свыше 500 человек».

Инфраструктура: агрофирма «Сургутская», крестьянско-фермерские хозяйства. Детский сад, общеобразовательная школа, физкультурно-оздоровительный центр, ФАП


6.     Старотобольский тракт.

Высокий берег большой воды.

Новые земельные проекты. Страусиная ферма. Детские центры отдыха. Высокий берег Туры. Соревнования по рыбной ловле. 

А.С. Иваненко: «Проложен по правому песчаному высокому берегу реки Туры параллельно Тобольскому тракту. Это местная тупиковая дорога до деревни Криводановой. Далее на юг вдоль Пышмы возникают проблемы из-за топкой дороги, еще не обустроенной. Движение по тракту пока слабое, но тут размечено шесть-восемь коттеджных поселков, при строительстве которых тяжелая строительная техника имеет все шансы разбить тонкий асфальт. Дорога требует капитальной переделки, расширения. Места на тракте красивые преобладают открытые пейзажи на пойму реки Туры, леса. Справа в сосновом Припышмынском бору расположена Андреевская озерная система, из нее вытекает река Дуван, приток реки Пышмы. В самом конце тракта реки Тура и Пышма сливаются. Лесов хвойных много, как и свежего воздуха, много грибов, на которые по осени «открывает охоту» добрая часть Тюмени. Грязные ветра из Тюмени сюда дуют редко, их относит далеко отсюда за Туру, загрязняющих предприятий нет.  Деревни здесь татарские, мирные и цивилизованные.  Хорошие места для жизни».

Основные НП: Антипино, Субботина, Есаулова, Чикча, Якуши, Криводанова. См. подробнее на сайте «Затюмень».

 

Деревня Чикча, 25 км Старотобольского тракта.

Чикчинские (Шикчинские) юрты – одно из самых старинных татарских поселений в окрестностях Тюмени. Местные жители занимались скотоводством, земледелием, охотой и рыболовством.

Инфраструктура: магазины, детский сад, общеобразовательная школа, центр культуры и досуга, мечеть, ФАП.

 

Поселок Якуши, 28 км тракта.

Это старинные татарские юрты Якушевские, или Якушинские. Татары называли свое поселение Яусба. В 1912 году здесь жили 200 татар и 30 бухарцев.

Инфраструктура: Детский сад, филиал при Чикчинской средней школе, клуб, ФАП.

 

7.     Ялуторовский тракт.

История и спорт.

Андреевское озеро. Музей-заповедник. Туристические соревнования. Яхт-клуб. Спортивный комплекс в Боровском.

А.С. Иваненко: «Ялуторовский тракт – Новый и Старый Ялуторовский тракты сходятся воедино на 34 км от Тюмени (под Богандинкой). Это часть федеральной дороги всегда забита транспортом и, чем ближе к Тюмени, тем сильнее. В районе поселка Боровского справа на выработанных торфяных и лесных гарях находится много садоводческих товариществ, обеспечивая плотность транспортного потока, наряду со всероссийскими автомобилями. Коттеджные застройки начинаются от Винзилей, есть, к примеру, Княжевское «подворье», а также слева за Богандинкой, у бывшей деревни Филипповки. Кругом леса, в лесу – грибы, ягоды. Воздух хороший».

Основные НП: Боровский, Винзили, Богандинское, Богандинский. Подробнее см.: сайт Затюмень.

 

Богандинский, 38 км Ялуторовского тракта.

Поселок относится к Богандинскому муниципальному образованию. Современный поселок вырос из небольшого разъезда, на новой железной дороге Тюмень-Омск, который первоначально имел два дома, где жила обслуга. В начале 1930-х годов поселок стал местом ссылки раскулаченных украинцев. Они на своей родине не желали вступать в колхозы, за это в Сибири их заставили заниматься лесодобычей в огромном лесном массиве к северо-востоку от железной дороги Тюмень-Ялуторовск.

Инфраструктура: два детских сада, четыре общеобразовательные школы, школа искусств, центр предоставления образовательных услуг для взрослых, центр культуры и досуга, центр спорта, библиотечно-информационный центр, аптеки, поликлиника, медсанчасть, подстанция скорой помощи

 

Железный перебор, 38 км Ялуторовского тракта. 

Деревня до 1930-х годов называлась Петропавловским выселком и была основана переселенцами около 1915 г. Окрестности Железного Перебора очень красивы. Деревня стоит на обширной поляне среди сосновых и березовых лесов. Рядом течет быстрая здесь Пышма. На ее крутом берегу стоит обелиск «Борцам за Советскую власть, павшим в районе Железный Перебор в 1918 году». Во время гражданской войны здесь попал в окружение отряд красноармейцев. В неравном бою с белочехами погибло 270 бойцов. Они похоронены в братской могиле на лесном кладбище, километрах в двух от деревни. Ныне в деревне развиваются личные подсобные хозяйства, работает ООО «Сибирь» - выращивает свиней и крупный рогатый скот. Деревня относится к Нижнепышминскому муниципальному образованию.

Инфраструктура: в деревне действуют клуб, ФАП.


8.     Червишевский тракт

Путь к Южному Уралу.

Биатлонный центр «Жемчужина Сибири». Санаторий «Тараскуль». Детский центр «Алые паруса».

А.С. Иваненко: «Червишевский тракт – проложен на юг от Тюмени. До реки Пышмы он пересекает Припышмынский сосновый бор. Тракт знаменит зоной санаториев, биатлонным центром «Жемчужина Сибири». Слева – озеро Лебяжье, справа – Большой и Малый Тараскуль, где  находится детский санаторий «Тараскуль». На выезде из бора слева видны корпуса санатория «Сибирь». Деревня Червишево – справа, основана в 1950 году. Вправо тракт идет через д. Друганову, Б. Акияры, Мичурину, Костылеву, Чаплык и выходит возле деревни Успенки на Московский тракт. От Червишевой влево тракт ведет в деревню Онохино, где находится птицефабрика Пышмынская, а также в Головину, Княжеву. Дальше на юг тракт поднимается на самое высокое место Тюменского района – 130 м над уровнем моря. Поселок Леваши, за ним граница с Исетским районом. Места чистые, загрязнителей нет. В бору – грибы, ягоды».  

 

Черная речка, 35 км Червишевского тракта.

Деревня относится к Червишевскому муниципальному образованию. Расположена в 11 км от села Червишево, на берегах одноименной речушки, текущей из болота. Вода в ней насыщена гуминовыми веществами и потому имеет темный цвет. За это речка когда и получила свое название. История деревни своеобразна: основала её помещица Акулина Угрюмова, переселившаяся из центральной России со своими крепостными крестьянами. В 1980-е гг.  Черная Речка была крошечной деревушкой в несколько домов. Она стояла под высоким увалом, поросшим хвойным лесом - это водораздел между речками Бардянкой и Балдой. Украшал деревню огромный старинный пруд, в котором бывала удачная рыбалка. Теперь Черную Речку не узнать. Она многократно разрослась за счет строительства коттеджей тюменцев.

Головина, 34 км Червишеского тракта.

Деревня относится к Онохинскому муниципальному образованию. Стоит на красивом месте: тихая Пышма здесь делает плавную излучину, весь ее берег покрыт густым лесом, на правом берегу – широкий песчаный пляж, поля, окаймленные лесами. Между д. Онохиной и Головиной в Пышму впадает небольшая речка Цынга. На ней в 1747 году Ф. Головков построил крупный спиртозавод на 11 медных казанов. В спирт перерабатывали местное зерно. Жители деревни занимались ремеслами, плели волосяные сита. В 1982 году тюменский завод «Электрон» начал строить в Головиной подсобное хозяйство, деревня стала обновляться. Были возведены производственные помещения, построена улица коттеджей. Осушили часть огромного болота в пойме Цынги для выращивания кормовых культур. Из деревни можно проехать на северо-восток, к c. Княжёво и пос. Богандинскому на Ялуторовском тракте.

 

Подпишитесь на новости

Новости недвижимости в Тюмени и мире
Рейтинг@Mail.ru